Обратитесь в консульство
телефон


Президент Республики Узбекистан


SEARCHED FOR: SHAVKAT MIRZIYOYEV

...
Президенту Узбекистана вручена высшая награда ОТГ
06.11.2023

В соответствии с программой заседания Совета глав государств Организации тюркских государств состоялась торжественная церемония вручения Президенту Республики Узбекистан Шавкату Мирзиёеву высокой награды – «Высшего ордена Тюркского мира» за выдающийся вклад в укрепление единства тюркской семьи, активное продвижение интересов и взглядов тюркских стран на международной арене.

В мероприятии приняли участие Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, Национальный лидер туркменского народа, Председатель Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

Награду от имени глав государств Организации вручил Президент Казахстана.

– Эту награду я воспринимаю прежде всего как символ нашей тесной дружбы и сотрудничества, которые мы подняли на новый уровень, опираясь на истинные узы братства, - отметил глава нашего государства на церемонии, выразив признательность коллегам.

Подчеркнуто, что в последнее время авторитет и потенциал Тюркского мира возросли как никогда. С момента вступления в ОТГ в 2019 году Узбекистан выдвинул свыше 50 предложений и инициатив, направленных на укрепление отношений дружбы, добрососедства и многопланового сотрудничества между тюркскими странами.

В период председательства нашей страны в Организации было проведено свыше 100 разных мероприятий, созданы новые эффективные механизмы практического сотрудничества, установлены тесные партнерские связи с рядом авторитетных глобальных и региональных структур.

Последовательно расширяются многогранные и взаимовыгодные связи Узбекистана со всеми государствами – членами Организации, установлены отношения стратегического партнёрства, увеличиваются объемы товарооборота, усиливается кооперация.

– Созвучны наши мечты и цели, чаяния и устремления, усилия и действия. Наши тюркские народы, которые издавна объединяли дружба и братство, и впредь будут вместе, в согласии и взаимопонимании строить свое прекрасное будущее, - сказал глава нашего государства.


...
Президент Узбекистана провел телефонный разговор с Президентом Казахстана
30.10.2023

28 октября Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провёл телефонный разговор с Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым.

В начале беседы глава нашего государства выразил искренние соболезнования в связи с трагическими последствиями аварии на угольной шахте в Карагандинской области.

Выражена надежда на скорейшее спасение горняков, остающихся в шахте, и готовность оказать необходимое содействие в ликвидации последствий данного инцидента.

Были также обсуждены актуальные вопросы двусторонней и региональной повестки.


...
Президент Узбекистана посетит Китай с рабочим визитом
16.10.2023

По приглашению Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 17-18 октября посетит город Пекин с рабочим визитом для участия в мероприятиях третьего Международного форума «Один пояс, один путь».

В повестку дня юбилейного саммита включены вопросы дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества, усиления транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, продвижения программ «зеленого» развития, цифровизации и другие. Будут подведены основные итоги многостороннего партнерства за прошедшие десять лет, а также определены новые задачи взаимодействия на перспективу.

Ожидается, что глава нашего государства выступит с программной речью на пленарной сессии форума и изложит свое видение актуальных вопросов международного сотрудничества в рамках инициативы «Пояса и пути».

Программой пребывания также предусмотрено проведение переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином и председателем Народного политического консультативного совета Китая Ван Хунином, других двусторонних встреч.


...
Объединяющая сила. Благодаря инициативам Президента Узбекистана, поддерживаемым соседями, центральноазиатская «пятерка» обретает статус самостоятельного субъекта мировой политики
12.10.2023

Исследователи и политологи многих стран на протяжении десятилетий ломают голову в попытках вывести эффективную формулу региональной интеграции. Основная сложность объекта их изучения состоит в том, что политические и экономические реалии непрерывно трансформируются. В последние несколько лет из-за турбулентности геополитической обстановки эти процессы только ускорились. Значит, и копившийся годами багаж теоретических знаний, практического опыта ученых может в одночасье стать неактуальным, что обнулит результаты их труда.

 

Преуспевшим в этом направлении исследователем признан венгерский экономист Бела Балашша, который разработал теорию эволюционного развития интеграции от ее простых форм к более сложным. Плод его усилий до сих пор служит для ученых, в особенности изучающих структуру и формирование Европейского союза — крупнейшего инте­грационного объединения мира, — удобным инструментом для прогнозирования сценария процессов сближения между странами через упрощение порядка торговли, таможенных процедур, формирование общих рынков и ряд других механизмов.

Для Б. Балашши, как и для многих других исследователей в сфере международных отношений, на протяжении долгого периода главным объектом исследований являлся зарождающийся Евросоюз. Но в наше время, нет сомнений, что подобным феноменом, притягивающим внимание специалистов, стала Центральная Азия, процессы сближения в которой были запущены — здесь эксперты едины во мнении — благодаря усилиям Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Эти инициативы отразили исторические и современные реалии, а потому были поддержаны в остальных странах региональной «пятерки».

Возвращение на главные роли

Это сейчас, в 2023-м, кажется само собой разумеющимся, что в Таджики­стан наши сограждане запросто ездят на собственном авто либо на приграничных автобусах. Не хочется сидеть за рулем — полетел в Душанбе на самолете. Не стала сенсацией и новость, что для визита в Кыргызстан теперь не нужен загранпаспорт, достаточно внутренней ID-карты.

Создается обманчивое ощущение, что так было всегда. Отнюдь. Была во взаимоотношениях между соседями и черная полоса, когда вместо облегченного режима перехода границы в ходу были практически недоступные визы, а вместо мостов дружбы — минные поля. И даже попытки диалога по общим проблемам вызывали лишь раздражение и негатив.

Политическую ситуацию в Цен­тральной Азии взялся менять к лучшему Шавкат Мирзиёев. За главой Узбекистана за небольшой по историческим меркам срок закрепился статус ведущего реформатора в деле укрепления региональной стабильности и сотрудничества в Центральной Азии. По его инициативе запущена и успешно продолжается работа над устранением многолетних конфликтов, связанных с государственными границами, транспортными коридорами и водопользованием, что способствует развитию взаимовыгодных отношений между странами региона. В результате объем взаимной торговли значительно вырос, количество совместных предприятий увеличилось в разы. Это превратило Центральную Азию в ключевой центр экономического развития и транспортного сообщения между Востоком и Западом, Севером и Югом

Своеобразное подведение итогов совместной работы лидеры стран региональной «пятерки» провели во время юбилейной консультативной встречи в Душанбе. Понятно, что некоторые сложные моменты во взаимоотношениях между отдельными странами еще остаются. Однако даже их представители, собравшиеся за столом переговоров в столице Таджикистана, демонстрировали стремление к диалогу, сотрудничеству в интересах народов своих стран и региона в целом.

В повестке развития стран региона год от года появляется больше общих вопросов. Помимо этого, республики все чаще демонстрируют схожесть стратегических курсов. Как отмечает издание влиятельного объединения крупного бизнеса Финляндии «EastCham Finland», страны Центральной Азии объединяет стремление к реализации экономических реформ, направленных на диверсификацию экономики и дружелюбное отношение к предпринимателям, что не последним образом сказывается на инвестиционной привлекательности как каждой из них, так и в совокупности.

Только за последние годы объемы взаимных инвестиций стран региона увеличились почти в шесть раз, приток прямых иностранных вложений — на 45 процентов. Как отметил в своем выступлении на консультативной встрече Президент Узбекистана, совокупный валовой продукт республик региона увеличился на 40 процентов. Наблюдается устойчивый рост торговли между странами Центральной Азии. Так, товарооборот вырос более чем в 2,5 раза. Кроме того, почти удвоились показатели внутрирегионального туризма.

Очевидно, что экономика, безусловно, служит важнейшим барометром прогресса региона. В свое время примерами успешной интеграции стали Европейский союз, где несколько стран объ­единились в один мощный экономический блок, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, превратившаяся в один из эффективных центров промышленной кооперации. Созданные в рамках АСЕАН промышленные кластеры способствовали росту внутренней торговли, экономической стабильности, снижению барьеров для бизнеса, что повлекло за собой создание тысяч вакансий. Мы видим, как интеграция в рамках вышеназванных объединений поз­волила их участникам лучше конкурировать на мировых рынках.

Спрашивается: а чем мы хуже? Да ничем. Ранее Узбекистан наладил кооперацию по выпуску автомобилей, бытовой техники, текстиля и продуктов с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, а также Азербайджаном. А еще намерен развивать производство удобрений, полимеров, металлоизделий, сборку сельхозтехники, выпуск текстиля и другой продукции с экспортом в третьи страны. То есть процесс запущен. И тут важна его динамика, развитие.

В трудах упомянутого исследователя Белы Балашши формирование зон свободной торговли между странами названо в качестве базового этапа интеграционных процессов. Словно следуя зарекомендовавшей себя научной модели, с инициативой сформировать полноценную зону свободной торговли Центральной Азии выступил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В ее рамках предполагается создать единую электронную платформу таможенного администрирования и сертификации товаров, а также запустить региональную площадку электронной торговли.

Кроме того, лидер Узбекистана поднимает другие насущные вопросы, решение которых поможет экономикам стран, бизнесу. Речь идет о затратах на доставку грузов, которые доходят до 50 процентов от конечной стоимости товаров, хотя среднемировой показатель — 11 процентов. Узбекская сторона предлагает в качестве панацеи разработать Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии для выхода на рынки Китая, Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза.

Эти и другие инициативы руководителя нашей страны вызывают резонанс в экспертном сообществе. Так, по мнению президента Парижской академии геополитики Али Растбина, совершенствование инфраструктуры послужит объединению усилий стран в целях транспортно-коммуникационной взаимосвязанности Центральной Азии, поспособствует углублению регионального сотрудничества.

— Инициативы Президента Шавката Мирзиёева пробуждают огромный региональный интерес, — отметил директор Международного института интеграции социально-гуманитарных исследований «Интеллект Орда», казахстанский академик Саттар Мажитов. — Акцент первого лица узбекского государства относительно нового содержания сотрудничества в Центральной Азии стал одним из главных лейтмотивов встречи глав государств в Душанбе.

Регулярные политические контакты, межпарламентские обмены, новые платформы для диалога и сотрудничества центральноазиатских стран стали реальностью последних лет, дают свои положительные плоды, считает эксперт. Главный из них — укрепление стабильности и единства в Центральной Азии. По сути, регион стал возвращать себе исторический статус центра транспортно-логистического хаба времен процветания Великого шелкового пути.

В статусе самостоятельного субъекта

Еще на исходе лета известный российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов отмечал, что регион последовательно обретает свой статус самостоятельного субъекта мировой политики.

Эксперт не был бы экспертом, если, основываясь на своих знаниях и опыте, не спрогнозировал дальнейший ход событий. Уже спустя буквально пару недель Центральная Азия с ее богатым историческим наследием и разнообразием культур окажется под светом софитов глобального сообщества и мировых держав благодаря инициативам Президента Узбекистана по интеграции «пятерки». Идеи, объединяющие для реализации целостного плана сотрудничества регион с совокупным почти 80-миллионным населением, предполагают совместные шаги и усилия в целях устойчивого развития. Кроме того, представленность в качестве единого субъекта на мировой арене добавляет Центральной Азии авторитета, существенно повышает ее геополитический вес.

Названные факторы стали одной из причин того, что крупные страны пересмотрели ранее действовавшие форматы контактов с регионом по формуле «5+1», избрав для него высший уровень представительства. К примеру, многосторонний диалог «США — Центральная Азия» впервые за восемь лет его существования прошел на уровне президентов, а не глав внешнеполитических ведомств, как раньше.

Руководители государств обменялись мнениями по актуальным вопросам внешней политики, улучшения региональной торговли, укрепления транспортных и энергетических связей, развития бизнес-климата, борьбы с экологическими вызовами, противодействия экстремизму, расширения гуманитарных связей. По сути, встреча стала поводом для личного знакомства Президента США Джо Байдена со своими коллегами из всех пяти стран Центральной Азии. Было заявлено, что Соединенные Штаты увеличат финансирование безопасности в регионе, создадут бизнес-платформу для стимулирования обмена между частным сектором и укрепления экономических связей, а также будут сотрудничать в области важнейших полезных ископаемых для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности. Джо Байден сообщил, что очередная встреча глав государств в формате «5+1» пройдет в одной из стран «пятерки», что, по сути, является намерением совершить его первый визит в регион.

Издание «Geopolitic Futures», специализирующееся на эксперт­ном геополитическом прогнозировании, в публикации на своем портале подчеркивает существенное изменение отношения США к Центральной Азии.

При этом, как пишет издание, расположенный в самом сердце Евразии Узбекистан — единственная страна, имеющая обширную границу с каждой из четырех других в Центральной Азии. С 36 миллионами жителей она крупнейшая по населению в регионе, и ожидается, что в ближайшие годы оно будет расти еще быстрее.

По мнению аналитиков портала, Узбекистан как центр притяжения региона может служить платформой для расширения роли США в Центральной Азии. Таким образом, страна должна стать основным компонентом эффективной американской стратегии в Центральной Азии.

Спустя короткое время лидеров государств региона встречали уже в Берлине. Германия, не желая оставаться в стороне от наметившегося тренда, созвала первый саммит в формате «Центральная Азия — Германия».

Главы республик «пятерки» сначала встретились с Федеральным президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, а после состоялась встреча с Федеральным канцлером Олафом Шольцем, на которой стороны обсудили перспективы сотрудничества.

Немецкие аналитики и медиа в дни проведения саммита говорили о том, что страны Центральной Азии, важные с геополитической точки зрения, активно развивают сотрудничество со странами мира. При этом звучали слова сожаления по поводу того, что Германия до недавнего времени не была активно вовлечена в партнерство с регионом.

Как отмечалось в публикации издания «World Economy», товарооборот между Узбекистаном — самой густонаселенной страной Центральной Азии — и Германией — самой богатой страной Европы — составляет всего несколько миллиардов евро, а до недавнего времени — скромные 500 миллионов.

«Это шутка над огромным потенциалом партнеров, — пишет СМИ. — В мае Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев побывал в Берлине и столько всего произошло! Соглашения на сумму более десяти миллиардов евро, свыше двухсот совместных предприятий, планы развития инновационных энергетических технологий, новые трансконтинентальные железнодорожные маршруты. Не говоря уже о туризме, культурном сотрудничестве и образовании».

Об особой роли узбекско-германских двусторонних отношений написала также немецкая газета «Heilbronner-Stimme».

«В результате реформ Президента Шавката Мирзиёева, основанных на гуманных принципах, страна стала демократичной во внутренней политике и открытой миру во внешней, — считает автор статьи Юрген Пауль. — Экономика Узбекистана растет быстрыми темпами: в 2022 году прибавила 5,7 процента. Согласно результатам недавнего исследования по выявлению инновационно активных стран, проведенного ООН, Узбекистан вошел в число хорошо развитых с точки зрения инновационного потенциала. И он стремится к дальнейшему расширению международных торгово-экономических связей».

Необходимо отметить, что, транслируя на всю Центральную Азию важность подобного курса на расширение политического, экономического, культурно-гуманитарного взаимодействия, Узбекистан воплощает его и в двусторонних форматах.

На недавних переговорах в рамках государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Доху, где состоялись переговоры с Эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом Аль Тани, была обозначена приверженность выводу взаимодействия двух стран на более высокий уровень стратегического партнерства.

Во время завершившегося на днях официального визита главы государства в Москву по итогам переговоров Шавката Мирзиёева и Владимира Путина принято Совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества.

«Ташкент становится ключевым партнером России в Центральной Азии», — отмечает Юрий Сигов в статье, опубликованной в газете «Московский комсомолец». В ней приводится анализ развития двусторонних отношений за послед­ние несколько лет, где выделено несколько принципиально важных аспектов, которые вселяют уверенность в том, что эти отношения будут и дальше поступательно укрепляться и развиваться. В их числе проведение Узбекистаном независимой внешней политики, потенциал двусторонних связей — особенно в сфере экономики, туризма, образования, региональный аспект двусторонних связей и другие.

По мнению автора, Узбекистан — крупнейшее государство по населению в Центральной Азии — играет своего рода роль объединяющей силы для всех своих соседей. Он при этом сохраняет очень сильную приверженность к проведению самостоятельной внешней политики.

«Узбекский тренд»

Важной вехой на пути к укреплению Узбекистана и всего региона в глобальных делах, своего рода квинтэссенцией прагматичного внешнеполитического курса последних лет стало выступление Президента Шавката Мирзиёева на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Руководитель нашей страны, как признавали многие аналитики, своей речью не только закрепил за собой реноме Президента-реформатора, но и заставил говорить о себе как о прагматичном стороннике сотрудничества во имя глобальных целей.

Подробно рассказав с главной мировой трибуны о Стратегии развития «Узбекистан-2030», глава нашего государства в своем выступлении вновь подчеркнул важность сотрудничества и стабильности в Центральной Азии. Прозвучало, что регион становится центром экономического развития и транспортным мостом, соединяющим разные части мира. Узбекистан готов продолжать работу над укреплением добрососедства, стабильности и сотрудничества в этом направлении.

Как написал международный обозреватель индийского издания «The Economic Times» Дипанджан Рой Чаудхури, и Президент Узбекистана в выступлении на Ген­ассамб­лее ООН подтвердил свою приверженность созданию свет­ского, демократического и социального государства, которое будет отвечать интересам человека.

При этом Президент откровенно поделился своими опасениями по поводу стоящих перед этой частью света угроз: внимание обращено на острую экологическую ситуацию в регионе, вызванную изменением климата, утратой биоразнообразия и загрязнением окружающей среды. Жизненно необходимо создать и поддерживать деятельность специальных механизмов и платформ для решения экологических проблем, причем делать это нужно совместными усилиями и путем диалога.

Не должна сходить с планетарной повестки судьба Афганистана. Президент Узбекистана и в этот раз заявил о важности усиления мер по предотвращению распространения экстремизма и радикализации среди молодежи. Нельзя забывать ни на минуту о ситуации в этой многострадальной стране. Прозвучал призыв к международному сообществу поддерживать Афганистан в период его трансформации. Людям там как воздух нужна гуманитарная помощь. Важно проявить солидарность в решении этих проблем, как и выработать конструктивную позицию по этой стране под эгидой Организации Объединенных Наций.

Выступление Президента Узбекистана на очередной сессии Ген­ассамблеи ООН было насыщено мощными инициативами — от решения проблем экологического характера и социальных вопросов до образования, гендерного равенства и религиозной терпимости, отметил профессор Института гуманитарных исследований при Университете Сан-Пабло Антонио Алонсо. Предложения лидера Узбекистана не ограничиваются по степени важности только региональным или национальным уровнем, а носят глобальный характер.

Исследователь Центральной Азии, характеризуя речь главы Узбекистана, использовал термин «узбекский тренд». Главные посылы выступления Президента Узбекистана являются логичным продолжением его инициатив, озвученных на международных площадках за последние несколько лет. Узбекский лидер регулярно обращает внимание международного сообщества на серьезные вызовы и угрозы человечеству и призывает к незамедлительным совместным действиям. Такая позиция говорит о глубоком понимании глобальных приоритетных задач и тенденций в современном мироустройстве, пояснил он.

 

По инициативе Президента Узбекистана Центральная Азия стала ареной активных реформ и укрепления сотрудничества. Предложения и активные действия Шавката Мирзиёева, направленные на уст­ранение существовавших застарелых конфликтов в регионе, способствуют развитию взаимовыгодных отношений между странами «пятерки», объединяя народы с богатым культурным наследием для устойчивого развития региона с почти 80-миллионным населением. Эти усилия придают Центральной Азии геополитический вес и привлекают внимание мировых держав, позволяя региону уверенно действовать на глобальной арене.

 

Уткир Рахмат.


...
Президент Республики Узбекистан примет участие в саммите СНГ
12.10.2023

По приглашению Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 13 октября посетит с рабочим визитом город Бишкек для участия в очередном заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств.

В ходе мероприятий саммита будут рассмотрены вопросы дальнейшего расширения многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, в том числе реализации совместных программ и проектов в области торговли, инвестиций, промышленной кооперации, инноваций, цифровизации, транспорта, образования, культуры и других сферах.

Главы государств также обменяются мнениями по вопросам международной повестки.

По итогам заседания предусматривается принятие ряда соглашений и решений по приоритетным направлениям взаимодействия в рамках Содружества.


...
Президенты Узбекистана, Казахстана и России дали старт поставкам природного газа
09.10.2023

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев вместе с Президентами Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым и Российской Федерации Владимиром Путиным дал старт поставкам российского природного газа в Узбекистан через территорию Казахстана.

На церемонии, проходившей в режиме телемоста, Президент Узбекистана выразил признательность лидерам Казахстана и России за личную поддержку в воплощении этого проекта. Отдельно поблагодарил специалистов, которые приняли участие в работах по организации поставок газа в кратчайшие сроки, реконструкции участков магистрального газопровода, модернизации компрессорных станций и строительстве новой газоизмерительной станции «Бейнеу».

Подчеркнуто, что запускаемый импорт российского газа в реверсном режиме имеет стратегическое значение для Узбекистана. Этот проект является прорывным шагом в обеспечении энергетической безопасности нашей страны, диверсификации гарантированных источников поставок «голубого топлива», обеспечивает дополнительные объемы для покрытия сезонных неравномерностей потребления, надежного и бесперебойного снабжения населения газом и электричеством.

Выражена уверенность, что воплощение в жизнь столь масштабного проекта и его результаты послужат дальнейшему укреплению отношений трех стран.


...
Президент Узбекистана посетил сквер Ислама Каримова в Москве
09.10.2023

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, пребывающий с официальным визитом в Российской Федерации, 7 октября посетил сквер имени Ислама Каримова в городе Москве.

Глава нашего государства возложил цветы к подножию памятника и отдал дань уважения памяти Первого Президента Узбекистана.


...
Президент Узбекистана ознакомился с достопримечательностями Казанского Кремля
06.10.2023

В продолжение программы посещения Республики Татарстан Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев побывал в государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль».

Главу нашего государства сопровождал Раис Татарстана Рустам Минниханов.

Казанский Кремль включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это древнейшая часть Казани, представляющая собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города.

Здесь Президент Узбекистана посетил мечеть “Кул Шариф”. Председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль Самигуллин подробно рассказал высокому гостю об истории сооружения. Была прочитана дуа.

Мечеть построена в 1996-2005 годах в память о древней соборной мечети, существовавшей на территории Казанского ханства до второй половины XVI века, и названа в честь имама Кул Шарифа.

Глава нашего государства осмотрел также Благовещенский собор в сопровождении митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Это самое древнее сооружение на территории Казанского Кремля, построено в XVI веке. Является ярким примером псковского зодчества.


...
ачался визит Президента Узбекистана в Российскую Федерацию
06.10.2023

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев прибыл в город Казань, с которого начинается программа официального визита в Российскую Федерацию.

В международном аэропорту имени Габдуллы Тукая главу нашего государства встретили заместитель Председателя Правительства – министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и Раис Татарстана Рустам Минниханов.

В соответствии с программой визита сегодня в Казани состоится ряд мероприятий.

Завтра, 6 октября, в Москве пройдут встречи на высшем уровне, в ходе которых лидеры двух стран обсудят вопросы дальнейшего углубления узбекско-российских отношений и развития многопланового сотрудничества, прежде всего в политической, торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах.


...
Президент Республики Узбекистан совершит официальный визит в Российскую Федерацию
05.10.2023

По приглашению Президента Российской Федерации Владимира Путина Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 5-7 октября посетит эту страну с официальным визитом.

В соответствии с программой пребывания предусматривается проведение в городе Москве переговоров лидеров двух государств. Глава Узбекистана также встретится с Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным.

В повестку дня предстоящих встреч включены вопросы дальнейшего углубления двусторонних отношений стратегического партнерства и союзничества. Особое внимание будет уделено расширению практического сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической, инвестиционной, миграционной и гуманитарной сферах.

Программой официального визита предусмотрена поездка Президента Узбекистана в Татарстан, где будут проведены переговоры с Раисом республики Рустамом Миннихановым.


...
Президент поддержал планы компании «BYD» по организации полномасштабного производства автомобилей в Узбекистане
27.09.2023

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 26 сентября принял делегацию ведущей китайской компании «BYD» во главе с ее президентом и основателем Ваном Чуаньфу.

Следует отметить, что компания «BYD» является глобальным лидером в сфере производства современных электромобилей и нового поколения аккумуляторных батарей. Выпуская до 2 миллионов машин в год, китайский концерн задает основные тенденции развития мирового автопрома.

На встрече были рассмотрены практические аспекты расширения деятельности компании в Узбекистане, в частности вопросы скорейшего запуска производственной площадки гибридных и электрических автомобилей в Джизакской области
с увеличением мощностей на последующих этапах до 300 тысяч машин.

Особое внимание уделено проектам локализации комплектующих и запасных частей для снижения себестоимости продукции, а также организации экспорта автомобилей на рынки третьих стран.

Поддержаны также планы по поставкам электробусов «BYD» в нашу страну с созданием инженерно-сервисных центров.


...
Реформы Президента Узбекистана сделают страну сильнее, а Центральную Азию стабильнее
03.04.2023

«Углубление взаимосвязанности с нашими соседями уже идёт и продолжение этого вектора сделает Узбекистан сильнее, а регион Центральной Азии стабильнее и устойчивее», - такой вывод делает начальник отдела Международного института Центральной Азии (МИЦА) Шерзод Файзиев.

Послание Президента Узбекистана парламенту в декабре 2022 года стало одним из главных политических событий прошлого года, которое обозначило не только важнейшие задачи и главные направления работы всех ветвей власти на 2023 год, но и определило ключевые приоритеты дальнейшего реформирования и модернизации Узбекистана на предстоящий период.

Центральное место в выступлении Президента Шавката Мирзиёева заняла тема строительства Нового Узбекистана, в котором высшей ценностью должен быть человек, его честь и достоинство, права и свободы, где обеспечивается свободная, благоустроенная и благополучная жизнь многонационального народа.

Обозначенные главой государства приоритеты амбициозны. Несмотря на большой задел, который был сделан за последние шесть лет, поставленные им задачи возможны только при активном участии общества, наших граждан и, конечно, при напряжённой результативной работе всех ветвей и уровней власти, потенциал которых требует дальнейшего развития.

В рамках практической реализации поставленных целей была отмечена необходимость перехода страны к новой модели политической системы, которая создавала бы условия для достижения поставленных целей. В этом контексте одной из приоритетных задач Президента Шавкат Мирзиёев назвал совершенствование Основного закона, которая должна будут отвечать современному развитию общества: «Для того, чтобы вывести развитие страны на новый этап, нужно изменить и систему управления, и законодательство, и наше общество. Если мы этого не сделаем, если будем и дальше не замечать очевидные проблемы, то отстанем от жизни и прогресса. Нам необходимо разработать современную Конституцию, проникнутую целью обеспечения интересов человека, уважения его чести и достоинства как высшей ценности, такой Основной закон, который будет полностью соответствовать задачам построения Нового Узбекистана, послужит будущим поколениям».

Несомненно, реализация принятой Новой стратегию развития Узбекистана на 2022-2026 годы и построение справедливого государства, по-настоящему уважающего народ, необходимы конституционные реформы, направленные на улучшение работы власти как таковой. Приоритетом в данном случае стала рассматриваться гармонизация Конституции с современными реалиями общества.

В рамках широкого обсуждения и народных дебатов, связанных с совершенствованием Основного закона, в общей сложности было получено свыше 220 тысяч предложений по его изменению. Внесенные в проект документа поправки, по сути, вобрали в себя все необходимые и недостающие части для полного переформатирования Конституции, которое должно отвечать новым реалиям и заточено под новые задачи.

Наряду с большим количеством изменений (более 65 процентов Конституции), которые призваны дополнить и конкретизировать права и свободы граждан, сбалансировать систему власти и полномочия, улучшить условия для полноценного развития гражданина и общества в целом, качественному изменению подвергалась также глава IV, формулирующая принципы и подходы внешней политики Узбекистана.

В новой редакции Конституции включён включен тезис о том, что «Узбекистан проводит миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями» (Статья 18).

Интеграция этого важного и, одновременно, принципиального посыла в Основной закон не случайна и во многом является отражением современного состояния мира, который характеризуется стремительным ростом недоверия между ведущими государствами, милитаризацией международной политики, открытой демонстрацией силы при выстраивании отношений.

Здесь уместно привести слова Президента Шавката Мирзиёева, которые были произнесены на саммите ШОС в Самарканде в прошлом году. Тогда глава государства отметил, что человечество находится в «периоде исторического разлома, когда заканчивается одна эпоха и начинается другая – ещё более непредсказуемая и неизвестная».

В складывающихся непростых условиях роль региональных сообществ, объединенных налаженными экономическими и гуманитарными связами и, одновременно, перспективными планами и проектами, направленными на дальнейшее укрепление взаимосвязанности, критически важна.

В этом контексте следует особо отметить регион Центральной Азии, который в последние годы, благодаря усилиям всех пяти стран – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – стремительно меняется, обретая стабильность, единство и международную субъектность.

Безусловно, решающим фактором, послужившим триггером процессов наращивания сотрудничества в Центральной Азии в последние годы, стал новый внешнеполитический курс Ташкента, получившего своё оформление после избрания в 2016 году Президентом Шавката Мирзиёева.

В первом послании к парламенту глава Узбекистана обозначил иерархию приоритетов, поставив на первое место укрепление отношений со странами Центральной Азии. Дальнейшее развитие этого подхода получило в принятой Стратегии действий Узбекистана на 2017-2021 годы.

В этом документе было указано о намерении Ташкента проводить открытую и конструктивную политику в отношении ближайших соседей, решать региональные вопросы и проблемы на основе равноправия, взаимного учёта интересов и поиска разумных компромиссов, создать вокруг Узбекистана как страны, расположенной в самом сердце региона, пояс дружбы и процветания, безопасности и стабильности.

Изменения во внешнеполитическом курсе Ташкента создали условия для формирования в Центральноазиатском регионе здорового политического климата и стали причиной последовательных и, одновременно, кардинальных улучшений как в межгосударственных отношениях, так и многосторонних форматах взаимодействия. 

Реализация новой политики, базирующейся на принципах взаимного доверия и добрососедства, способствовала прогрессу по многим застарелым вопросам. Это позволило добиться снятия большинства проблемных вопросов, которые долгие годы являлись конфликтной темой и тормозили необходимые для развития стран региона проекты и инициативы.

За последние шесть были обеспечены условия для поэтапного завершения правового оформления государственных границ Узбекистана с Казахстаном Кыргызстаном и Таджикистаном, возобновлены пункты пропуска для граждан на узбекско-таджикской и узбекско-кыргызской погранпунктах, отменены визы с Таджикистаном, осуществлен запуск транспортных сообщений - железнодорожных, воздушных и наземных, которые были прерваны в середине 90-х годов. Были открыты коридоры для экспорта товаров.

Более того, активизировалось инвестиционное сотрудничество, начата реализация значимых проектов кооперации в торговле, промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Если говорить о торговле, то она выросла более чем в 2,5 раза. Количество совместных предприятий выросло в более чем 5 раз – с 312 до 1600.

Все это создало условия для трансформации региона в единую торгово-инвестиционную и транспортно-коммуникационную площадку. Реализуются проекты промышленной кооперации в разных отраслях экономики, начиная от автомобилестроения и завершая сельским хозяйством. Расширяются контакты между регионами государств, углубляются культурно-гуманитарные связи.

Сегодня стабильная Центральная Азия уже становится одним из важных центров инвестиционной активности и экономического роста. По оценкам ряда экспертов, совокупный ВВП стран региона за последние пять лет вырос на 20 процентов и превысил 340 миллиардов долларов США.

Если говорить в разрезе только Узбекистана, то товарооборот со странами региона увеличился до 7,4 миллиарда долларов. Такая же динамика сотрудничества наблюдается у стран соседей.

Результатом общих изменений в Центральной Азии стала последовательная выработка государствами согласованных позиций по внутрирегиональным вопросам и тесная координация на международных площадках - ООН, СНГ, ШОС, Организации исламского сотрудничества, Организации экономического сотрудничества и на других площадках.

Благодаря такой трансформацией, в последние годы страны региона также выработали общий подход к выстраиванию отношений с ведущими государствами и центрами силы в рамках диалогового формата «Центральная Азия плюс» - Евросоюзом, Индией, Китаем, Россией, США, Южной Кореей, Японией, арабскими государствами Персидского залива (ССАГПЗ).

Безусловно, роль Узбекистана в этих процессах имеет первостепенное значение и не подвергается сомнению, что подтверждают многочисленные оценки зарубежных экспертов и специалистов.

Закрепление в Конституции Узбекистана тезиса о миролюбивой внешней политике следует рассматривать в качестве принципиального изменения, который демонстрирует не только большую ответственность и зрелость государства, но и понимание перспектив развития сотрудничества со своими соседями по региону, с которыми страну объединяет общая история, единые ценности, культура и религия.

Действительно, Узбекистан нуждается в продолжении системных и фундаментальных изменений как внутри государства, так и на пространстве Центральной Азии. Это сложнейшая задача, которая не исчерпывается принятием поправок в Конституцию, а только начинается с них.

Грамотно сформулированные цели и не менее последовательная их реализация становится важным фактором устойчивого развития всего региона. Углубление взаимосвязанности с нашими соседями уже идёт и продолжение этого вектора сделает Узбекистан сильнее, а регион Центральной Азии стабильнее и устойчивее.

Шерзод Файзиев,

начальник отдела Международного института Центральной Азии.

 


...
Президенты Узбекистана и Египта обсудили перспективы развития двусторонних отношений и выведения их на новый уровень всеобъемлющего партнерства
23.02.2023

21 февраля в президентском дворце “Аль-Иттихадия” в Каире состоялись переговоры Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и Президента Арабской Республики Египет Абдельфаттаха ас-Сиси.

Главы государств подробно обсудили вопросы дальнейшего наращивания узбекско-египетского сотрудничества и договорились о выводе отношений на уровень всеобъемлющего партнерства.

Ключевыми темами переговоров стали вопросы кардинального расширения взаимодействия в сферах политики, обеспечения безопасности, торговли и промышленной кооперации, а также наращивания культурно-гуманитарных и образовательных связей.  

Президенты отметили общность проводимых реформ в рамках египетского стратегического плана «Видение – 2030» и Стратегии развития Нового Узбекистана.

Глава нашего государства поздравил Президента Египта с успешным проведением международного саммита по изменению климата СОР-27.

В ходе переговоров лидеры с удовлетворением констатировали динамичное развитие двусторонних отношений, интенсификации широкого политического диалога, оказание взаимной поддержки в рамках международных организаций, таких как ООН, ОИС, ШОС и Движение неприсоединения, активизацию межпарламентских связей.

Стороны выразили заинтересованность в обмене опытом борьбы с коррупцией, противодействия современным вызовам и угрозам безопасности, взаимной поддержке международных инициатив по стабилизации и восстановлению Афганистана.

На переговорах было уделено особое внимание развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.  Президенты высоко оценили итоги узбекско-египетских деловых мероприятий, прошедших накануне визита Главы нашего государства.

Достигнуты договоренности о создании благоприятных условий для привлечения взаимных инвестиций. С учетом взаимодополняющего характера экономик двух стран определены 5 конкретных направлений взаимодействия в газохимической, текстильной, электротехнической, ювелирной и фармацевтической отраслях.   

Для развития промышленной кооперации и налаживания высокорентабельных совместных производств предложено использовать возможности имеющихся в Узбекистане свободных экономических зон.

Отдельно обсуждены перспективы реализации совместных проектов в энергетическом секторе, а также меры по развитию транспортных маршрутов, связывающих Узбекистан и Египет. 

Подчеркнута значимость развития культурно-гуманитарных и религиозных связей. Достигнута договоренность о развитии сотрудничества в области подготовки специалистов арабского языка. Президент Узбекистана предложил организовать совместными усилиями в 2024 году Глобальный форум арабистов. 

Главы государств также обменялись мнениями по актуальным международным и региональным проблемам.

Встреча прошла в открытой, теплой и дружественной атмосфере. В завершение встречи Шавкат Мирзиёев пригласил Абдельфаттаха ас-Сиси посетить нашу страну с визитом.


...
Почтена память Первого Президента
31.01.2023

30 января, город Ташкент. По традиции, в этот день в Научно-просветительском мемориальном комплексе имени Ислама Каримова собралась широкая общественность.

Комплекс посетил Президент Шавкат Мирзиёев. Он возложил цветы к подножию памятника Исламу Каримову.

Память Первого Президента нашей страны почтили также представители палат Олий Мажлиса, Администрации Президента и правительства, деятели науки и культуры, интеллигенция.

Беречь память о самоотверженных сынах народа, чтить их добрые дела – наши национальные ценности. Они служат примером и ориентиром для будущих поколений.

Воплощением такого высокого уважения стала и сегодняшняя церемония. Были прочитаны аяты из Корана, произнесены дуа. Говорилось об исторических заслугах Первого Президента во благо и в интересах нашего народа, его благородных человеческих качествах.

Глава государства ознакомился с ходом работ по созданию музея Ислама Каримова в комплексе.

Церемонии возложения цветов к памятникам Ислама Каримова прошли также в городах Самарканде и Карши.


...
Значение итогов визита Президента Узбекистана в Кыргызстан выходит за пределы региона
30.01.2023

Накануне завершился государственный визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Кыргызстан. Несомненно, по значимости его итоги войдут в историю двусторонних отношений. Более того, они знаменуют собой новый этап в процессе регионального сотрудничества. Я бы даже сказал, что значение итогов визита выходят за пределы региона и могут даже сыграть важную роль в стабилизации всей системы международных отношений.

Для такого утверждения есть веские основания. В ходе визита наконец-таки поставлена точка в вопросе урегулирования государственной границы, который долгие годы являлся источником межгосударственной напряжённости и сдерживал раскрытие всего потенциала двустороннего сотрудничества, более того служил поводом для позиционирования региона в качестве очага перманентной нестабильности. Это оказывало негативное влияние на усилия наших стран привлекать инвестиции, реализовать долгосрочные планы устойчивого развития. Ранее Узбекистан урегулировал вопрос делимитации границ с Таджикистаном, Туркменистаном, закрыл вопрос демаркации с Казахстаном. Это, безусловно, большой прорыв и станет новой точкой отсчёта в формировании новой архитектуры не только двустороннего, но и регионального сотрудничества.

Кроме того, в ходе визита стороны вновь подтвердили твёрдую политическую волю продолжить совместную работу по реализации проектов строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан, а также Камбаратинской ГЭС-1. Более того, стороны подписали инвестиционное соглашение по реализации проекта Камбараты-1, договорились о строительстве малых ГЭС, в том числе на реке Чаткал в Кыргызстане. Исключительно важным стала договорённость о совместном производстве на территории двух стран легковых автомобилей, стройматериалов, фармацевтической продукции и лекарственных препаратов, трикотажного полотна, швейно-трикотажных изделий, пряжи, угля, электротехники, продукции агропромышленного комплекса. Все эти проекты, которые дополняют ранее достигнутые аналогичные договорённости с другими соседними странами, способны выступить триггерами развития множества отраслей экономики не только отдельных стран, но и всего региона. Они позволят раскрыть огромный производственный, транспортно-логистический и энергетический потенциал Центральной Азии, обеспечить устойчивое развитие и интеграцию региона в международные цепочки добавленной стоимости.

В целом, итоги узбекско-кыргызского саммита в Бишкеке позволяют сделать ряд важных выводов.

Во-первых, очевидно, что страны Центральной Азии активно форсируют формирование новой региональной модели экономического сотрудничества. Происходит переход от товарного обмена к более углубленной экономической интеграции посредством развития промышленной кооперации, основанной на использовании конкурентных преимуществ и взаимодополняемости экономик государств региона. Это способствует развитию производства продукции с более высоким уровнем промышленного передела и добавленной стоимостью, что, в свою очередь, позволяет замещать дорогостоящий импорт на внутренних рынках, а также выходить на рынки третьих стран с более конкурентоспособной продукцией, избавлять экономику государств Центральной Азии от зависимости от сырьевого экспорта. Это также повышает устойчивость рынков наших государств перед внешними факторами, вызванными разрывом и удорожанием цепочек производства и поставок, волатильностью цен на продовольственные и энергетические товары. В регионе формируется взаимосвязанный самодостаточный ёмкий рынок, пространство промышленно-технологического развития.

Совместное задействование гидроэнергетического потенциала региона станет важным шагом не только на пути создания общего энергетического рынка, но и повышения конкурентоспособности экономики Центральной Азии на мировом рынке. Развитие промышленности на основе использования экологически чистой энергии с низкой долей ископаемого топлива – это конкурентное преимущество региона в условиях «зелёной» трансформации и устойчивой тенденции перехода большинства государств к низкоуглеродной экономике.

Во-вторых, в условиях роста геополитической напряжённости, утраты доверия и дефицита диалога в международных отношениях, что обостряет межгосударственные конфликты, государства Центральной Азии демонстрируют высокую ответственность за будущее региона, делают ставку на дипломатию и поиск взаимоприемлемых компромиссов по всем сложным узловым вопросам ради всеобщей безопасности и процветания. В этом проявляется зрелость политических элит государств Центральной Азии, их готовность выстраивать внешнюю политику в интересах народов своих государств, которые становятся конечными бенефициарами центральноазиатского сближения.

Это подтверждают и экономические показатели региона. Так, совокупный внешнеторговый оборот стран Центральной Азии сегодня достиг порядка 200 миллиардов долларов США, показав рост на 60% по сравнению с 2016 годом. При этом в два раза выросла доля внутрирегиональной торговли, преодолев отметку в 10%. Растет и приток иностранных инвестиций в регион. Так, в то время когда в 2019-2020 годах во всем мире приток ПИИ уменьшился на 35%, в Центральной Азии наблюдался рост, даже в пандемический 2020 год –  на 3%, а в 2021 году – на 71%. В целом, за этот период доля инвестиций в Центральную Азию от общего объема в мире повысилась с 1,6% до 2,5% Как следствие, темп роста регионального ВВП в последние годы находился в пределах 6% и несмотря на кризисные явления в мировой экономике по итогам 2022 года, по предварительным оценкам, составит более 4%, а в 2023 году ожидается на уровне около 5%. Это доведет ВВП региона до 400 миллиардов долларов и почти в два раза больше, чем в 2010 году.

Очевидно, что избранный странами Центральной Азии подход к выстраиванию межгосударственных отношений, основанный на принципах взаимного уважения и учёта интересов, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, сегодня оправдывает себя, весьма востребован в международных отношениях и в качестве образца может повлиять в качестве мультипликативного эффекта на другие регионы мира.

В-третьих, сегодня мы становимся свидетелями нового тренда –укрепления центральноазиатской идентичности. Это находит свое проявление в заявлениях лидеров государств региона, что все усилия по развитию добрососедских отношений направлены на превращение Центральной Азии в пространство безопасности, стабильности и всеобщего процветания. Это также проявляется во взаимных поступках солидарности. Так, в условиях пандемии, например, Кыргызстан и Узбекистан оказывали друг другу помощь. Узбекистан четыре раза направлял в Кыргызстан гуманитарную помощь, а также построил 3 модульные инфекционные больницы (в Кадамжайском районе Баткенской области, г.Бишкеке и Чуйской области). В свою очередь Кыргызстан во время техногенной катастрофы на Сардобинском водохранилище оказал гуманитарную поддержку пострадавшим. Все это также говорит о том, что центральноазиатское сближение – это свершившийся факт. Государства преодолевают национальные эгоизмы и осознают, что только вместе, сообща можно выйти на траекторию устойчивого роста и новые рубежи совместного развития.

По сути, государства Центральной Азии сегодня сообща формируют новую парадигму восприятия региона в качестве целостного, взаимосвязанного, не только политически, но и экономически, сплочённого пространства. Это больше не «пороховая бочка», а пространство устойчивого развития и взаимовыгодного сотрудничества. И это значительно повышает международную субъектность Центральной Азии, делает её более устойчивой перед внешними и внутренними вызовами.

 

Акрамжон Неъматов,

первый заместитель директора Института

стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан


Shavkat Miromonovich Mirziyoyev

   Шавкат Миромонович Мирзиёев родился 24 июля 1957 года в Зааминском районе Джизакской области в семье врача. По национальности – узбек. Образование – высшее, в 1981 году окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, получив специальность инженера-механика. Кандидат технических наук, доцент.

   Начал трудовую деятельность в 1981 году в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, работал младшим научным сотрудником, старшим преподавателем, доцентом, проректором по учебной работе.

В 1990 году избран депутатом Верховного Совета республики, был председателем Мандатной комиссии.

   В 1992 году был назначен хокимом Мирзо-Улугбекского района города Ташкента. В 1996–2001 годах работал в должности хокима Джизакской области, в 2001–2003 годах – хокимом Самаркандской области, внес большой вклад в социально-экономическое развитие вышеназванных района и областей.

   Работая в органах исполнительной власти, одновременно в 1995–2003 годах в качестве депутата Олий Мажлиса Республики Узбекистан активно и плодотворно участвовал в разработке и принятии важных законодательных документов, направленных на политическое и социально-экономическое развитие страны и реализацию демократических реформ.

Ш.М. Мирзиёев в 2003 году был утвержден Премьер-министром Республики Узбекистан и еще три раза – в 2005, 2010, 2015 годах – утверждался на этот пост палатами Олий Мажлиса.

   С первых лет независимости нашей Родины Ш.М. Мирзиёев, заслужив высокое доверие Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, самоотверженно работает как его соратник и единомышленник.

   Ш.М. Мирзиёев на посту главы правительства проявил свой высокий потенциал и выдающиеся организаторские способности в реализации широкомасштабных социально-экономических реформ, модернизации и обновлении страны, осуществлении крупных и уникальных проектов, развитии и обеспечении приоритета частной собственности, кардинальном повышении доли малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике и дальнейшем укреплении их правовой защиты.

   Особое внимание в своей работе он уделял развитию экономики на индустриальной основе, повышению экспортного потенциала страны, коренному реформированию аграрной сферы, в первую очередь широкому развитию фермерского движения, глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечению продовольственной безопасности республики и гарантированному обеспечению населения потребительскими товарами по доступным ценам.

    В целях кардинального улучшения условий жизни и труда населения Ш.М. Мирзиёевым были приняты эффективные меры по масштабному строительству и благоустройству во всех регионах страны, повышению качества коммунальных услуг, комплексному развитию городов и районов республики, особенно отдаленных сельских районов.

   В деятельности Ш.М. Мирзиёева наряду с социально-экономическим направлением важное место в качестве приоритетных задач занимали вопросы развития сфер образования, науки и здравоохранения в соответствии с современными требованиями, создания необходимых условий для формирования здорового и гармоничного развитого молодого поколения, усиления охраны материнства и детства.

   Большое внимание он уделял дальнейшему повышению авторитета уникального института самоуправления – махалли, других общественных организаций, последовательному усилению их влияния в обществе на основе широкого вовлечения в процесс демократических реформ, а также сохранению и приумножению национальных духовных ценностей.

   Вместе с тем в ходе осуществления экономических и социальных задач непосредственно руководил работой по укреплению всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными структурами, а также международными финансовыми институтами и заключению важных соглашений, отвечающих национальным интересам и служащих экономическому развитию страны.

   8 сентября 2016 года на основании совместного постановления Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, принятого на совместном заседании палат парламента, на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева было временно возложено исполнение обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан.

   VIII съезд Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП), состоявшийся в Ташкенте 19 октября, принял решение о выдвижении члена политического совета партии Шавката Миромоновича Мирзиёева кандидатом в Президенты. По итогам выборов Президента Республики Узбекистан, прошедших 4 декабря 2016 года, избран Президентом Республики Узбекистан, набрав 88,61 процента голосов избирателей. Официально вступил в должность 14 декабря 2016 года.

24 октября 2021 года Президент Шавкат Мирзиёев был переизбран на второй пятилетний срок, набрав 80,1 процента голосов избирателей.

Ш.М. Мирзиёев женат, имеет двух дочерей, одного сына и пять внуков. Супруга З.М. Мирзиёева – по образованию инженер-экономист, в настоящее время – домохозяйка.

   За многолетний плодотворный труд в органах государственной власти и управления, огромный вклад в дело развития страны, повышения благосостояния народа Ш.М. Мирзиёев награжден орденами «Мехнат шухрати» и «Фидокорона хизматлари учун».