Обратитесь в консульство
Консульские вопросы


Новости Узбекистана


Основные тенденции развития уголовной политики Нового Узбекистана

Основные тенденции развития уголовной политики Нового Узбекистана

Уголовный кодекс Нового Узбекистана основывается на фундаментальных положениях обновлённой Конституции Республики Узбекистан и общепризнанных  принципах и нормах международного права. Его положения и структура строятся на приоритете общечеловеческих ценностей, укреплении правовой защиты прав и свобод личности. Он характеризуется более высокой степенью социальной обусловленности, научной обоснованностью и эффективностью его норм; обладает демократической сущностью, легитимностью, гуманен, нравственен, в основном соответствует международным стандартам; выверенно сочетает интересы личности, общества, государства. В целом положительно оценивая достоинство действующего уголовного законодательства, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в Постановлении «О мерах по кардинальному совершенствованию системы уголовного и уголовного-процессуального законодательства Республики Узбекистан» подчеркнул: «Создание эффективной системы уголовного и уголовного-процессуального законодательства является одной из приоритетных задач государства по обеспечению законности и правопорядка, надёжной защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства, мира и безопасности». Глубоко раскрывая содержание принципов справедливости и верховенства закона в п. 14 Приложения №1 к Указу Президента Республики Узбекистан «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» от 28 января 2022 года особо указывает на «последовательное продолжение политики совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, широкое внедрение принципа гуманности в систему уголовных наказаний и их исполнение».

Приведенное концептуальное указание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева обусловлено объективными социально-политическими и экономическими условиями, закономерно вытекает из основополагающих принципов развития новой государственности и непосредственно направлено на постепенное сокращение карательных элементов и преобразование их в воспитательные; более широкой реализации принципа экономии репрессии, который должен проявляться в неуклонном сужении круга преступных деяний и смягчении уголовной ответственности на основе принципов законности, неотвратимости и справедливости; гуманизации уголовного законодательства, сочетающейся с неотвратимостью ответственности и применением суровых мер за деяния, составляющие внешние и внутренние угрозы безопасности и правопорядку. Исходя из изложенного, в Новом Узбекистане особо выделяются ряд приоритетные направления уголовной политики, которые находят восприятие в процессе законотворческой деятельности в сфере развития уголовного законодательства.

Первое направление – дифференциация и индивидуализация ответственности. В этом направление обращается внимание на следующие аспекты.

Во-первых, санкции статей Особенной части УК приводятся в соответствие с категорией преступлений, предусмотренных в его диспозициях.

Этот вопрос вызывает серьёзную озабоченность у населения, поскольку в действующем уголовном законодательстве, УК Республики Узбекистан 1994 года соразмерность наказания к тяжести преступления не разрешена на должном уровне. На эту проблему специально обращает внимание Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в Постановлении «О мерах по кардинальному совершенствованию системы уголовного и уголовного-процессуального законодательства», в котором в качестве одного из недостатков действующего уголовного законодательства указывается на «… несоразмерность санкций за совершение отдельных видов преступлений характеру и общественной опасности деяний». Поэтому в проекте новой редакции Уголовного кодекса, подготовленном комиссией при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, особое внимание обращено на научно-обоснованную теорию системы санкций.

Во-вторых, расширяется количество альтернативных санкций и разрабатывается упрощенный порядок их применения. В основном это касается санкций, которые безальтернативно содержат такой вид наказания, как лишение свободы.

В-третьих, обеспечивается развитие института освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон и упрощается механизм его применения.

Присутствие института примирения сторон в уголовном законодательстве стало олицетворением таких многовековых традиций народа, как милосердие и умение прощать. С момента введения названного института в уголовное законодательство количество статей, по которым допускается применение института примирения сторон, возросло с 26 (32 состава преступлений) до 46 (61 состав преступлений). Результаты проведенного кафедрой уголовного права Академии Республики Узбекистан опроса ученых и практических работников страны позволяет констатировать, что освобождение виновных лиц от уголовной ответственности в связи с примирением сторон является свидетельством огромного шага, сделанного в сфере гуманизации и либерализации уголовных наказаний.  

В-четвертых, увеличивается количество и расширяется сфера применения уголовно-правовых поощрительных норм. Реализация уголовной политики в области либерализации уголовных наказаний, безусловно, предполагает развитие института поощрительных норм. Избрание пути либерализации уголовной политики нашим государством обусловило введение в ряд статей Особенной части Уголовного кодекса новых специальных уголовно-правовых поощрительных норм.

Второе направление – декриминализация. В этом направление следует выделить следующие аспекты.

Во-первых, рассматривается вопрос исключения из числа уголовно-наказуемых преступлений, условием ответственности которых является административная преюдиция. Наличие в действующем уголовном законодательстве составов преступлений с административной преюдицией противоречит принципу справедливости. В этой связи осуществляется  комплексный системный анализ действующих уголовно-правовых норм и их сопоставление с реальным состоянием правонарушаемости по этим нормам, что позволит оптимизировать ответственность уголовную, передав под административную, а возможно и имущественную и дисциплинарную ответственность за отдельные незначительные правонарушения.

Во-вторых, проводится полный анализ норм с бланкетной диспозицией с ревизией всех актов законодательства, на основании которых эти нормы применяются, для сужения круга нарушений, могущих повлечь уголовную ответственность, так как имеющиеся несоответствия между уголовным законодательством и другими отраслями законодательства непременно порождают расширенное их толкование и применение закона по аналогии. В результате допускается грубое нарушение законных интересов и прав человека.

В-третьих, сокращаются вновь возросшие и имеющие тенденцию к увлечению специальные нормы, предусматривающие ответственность за частные случаи, охватываемые общими нормами; следует минимизировать на уровне уголовного законодательства разновидности конкурирующих норм. Необосновательное увеличение числа специальных норм загромождает Уголовный кодекс и непременно порождает ошибки при квалификации преступления.

Третье направление – криминализация. В этом направление осуществляется приведение действующего уголовного законодательства в соответствие международным договорам, к которым присоединился Узбекистан. Так, ст. 26 Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года обязывает государства-участники этой Конвенции признать в качестве субъекта уголовной ответственности юридическое лицо. В этой связи, в Постановлении Президента Республики Узбекистан №ПП-3723 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы уголовного и уголовно-процессуального законодательства» от 14 мая 2018 года указывается на установление уголовной ответственности «юридических лиц». Это обусловлено тем, что Новый Узбекистан характеризуются развитием корпоративных начал, возникновением и становлением всевозможных ассоциаций, союзов, общества, корпораций и т.п. Выполняя сложные и объёмные социальные функции, юридические лица нередко выходят за рамки дозволительного и во всех этих случаях вмешательство уголовного закона приобретает существенное практическое значение.

Подводя итоги необходимо отметить, что уголовно-правовая политика, проводимая в Новом Узбекистане, основывается на принципах гуманизма и либерализации уголовного наказания, направлена на обеспечение надёжной защиты прав и законных интересов человека, общества и государства и способствует реализации задач, содержащихся в указах Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» и «О Стратегии «Узбекистан – 2030».

 

Рустам Кабулов,

профессор кафедры уголовного права Академии МВД Республики Узбекистан, доктор юридических наук

📅 21.11.2023

Новости Узбекистана


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭПОХИ
Президент Узбекистана принял вновь избранного генерального директора ЮНЕСКО
Заместитель министра иностранных дел Узбекистана встретился с послом России
В Новом Ташкенте дан старт строительству стадиона на 55 тысяч мест
Обсуждены вопросы совершенствования управления и повышения эффективности проектов в сфере экологии
Лидеры Узбекистана и России провели телефонный разговор
Проанализирована эффективность реформ в системе здравоохранения, определены приоритетные задачи на перспективу
Президент ознакомился с планами по цифровизации медицины и совершенствованию медицинского образования
Президент Узбекистана поздравил работников сферы здравоохранения с профессиональным праздником
Первый заместитель министра иностранных дел Узбекистана встретился в Самарканде с заместителем министра иностранных дел России
Президент Узбекистана выдвинул ряд важных инициатив по дальнейшему расширению практического сотрудничества в рамках ЮНЕСКО
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на церемонии открытия 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО
Президент Узбекистана отметил важность дальнейшего расширения сотрудничества с ЮНЕСКО
Почтена память Первого Президента
Комплекс имама Бухари станет центром науки, просвещения и воспитания
Рассмотрены предложения по совершенствованию системы социального страхования
Президенты Узбекистана и Сербии вместе посадили дерево
Президенты Узбекистана и Сербии подписали Совместную декларацию
Узбекско-сербские отношения выведены на новый этап развития
Представлены проекты, направленные на ускорение внедрения искусственного интеллекта
Внедрение технологий искусственного интеллекта будет выведено на новый уровень
Дан старт реализации второго этапа проекта “IT-Park”
Обсуждены проделанная работа и дальнейшие задачи в космической сфере
Обсуждены планы по развитию инфраструктуры в Ташкенте
Лидеры Узбекистана и России провели телефонный разговор
Президент Узбекистана выступил за солидарность, открытый диалог и тесное сотрудничество между странами мира
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
Узбекистан и ООН будут расширять полномасштабное партнерство
Президенты Узбекистана и США определили приоритетные направления дальнейшего развития стратегического партнерства
Президент Узбекистана: Если мы как государство и народ обеспечим качественное образование, наши дети станут лидерами во всех сферах