Указом Президента от 6 июля 2022-го утверждена Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы. Цель - развитие непрерывной экосистемы «отрасль - регион - научная/высшая образовательная организация» от организации рабочих мест до создания капитала при формировании креативной экономики в стране.
За первый год реализации документа произошли системные реформы, направленные на повышение научного потенциала республики, улучшение инновационной инфраструктуры, совершенствование системных мер по стимулированию инноваций в регионах. Определены ключевые направления и механизмы развития, а также целевые показатели, служащие ориентирами для мониторинга и оценки эффективности стратегии.
Так, до конца 2023 года планируется повысить долю валовых расходов на исследования и разработки в ВВП до 0,17 процента. За первые полгода 2023-го данный показатель составил 0,16 процента от ВВП.
Увеличилось количество рабочих мест, созданных в результате инновационного предпринимательства. Всего за шесть месяцев текущего года благодаря реализации проектов, профинансированных Министерством высшего образования, науки и инноваций, открыто 1803 новых вакансии, в частности, за счет стартапов (254) и проектов коммерциализации (1549).
Объем инвестиций частного сектора на разработки и исследования увеличился более чем в два раза по сравнению с плановыми показателями. Доля софинансирования частного сектора в проектах составила 7035 млн сумов. К концу 2023-го количество инновационно-активных субъектов предпринимательства (в общем числе организаций промышленного производства) планируется довести до 930. За первые шесть месяцев года этот показатель достиг 520 (для сравнения: за весь 2022-й - 613). В этом направлении расширена система сбора данных об инновационной активности на предприятиях, чтобы иметь более широкое представление о масштабах и результативности инноваций в разных секторах экономики.
По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан по итогам шести месяцев 2023 года доля экспорта высокотехнологичной продукции на внешние рынки составила 2,4 процента от общего объема. Ожидается, что к концу 2023-го показатель достигнет трех процентов.
Всего в 2022-м создано 25 объектов инфраструктуры инновационной деятельности. До конца 2023 года планируется создать еще десять: шесть технопарков, бизнес-инкубатор, бизнес-акселератор, два инновационных центра. На сегодня в Республике Каракалпакстан также действуют технопарк и бизнес-инкубатор. С целью увеличения количества коммерциализированных на внутреннем и внешнем рынках научных разработок запущен процесс сбора актуальных данных (путем опроса) о коммерциализации научных разработок, созданных вузами и НИИ, а также на основе проектов, финансируемых в рамках государственных научных программ. За шесть месяцев 2023-го количество научных разработок составило 216, до конца года планируется довести до планового значения 250. В результате коммерциализации и трансфера технологий количество новых разработок за шесть месяцев составило 356.
В рамках увеличения числа новых спин-офф предприятий созданы и функционируют 17 специализирующихся на выпуске наукоемкой продукции. Еще три находятся в процессе закупки и оснащения оборудованием. До конца 2023-го планируется запустить дополнительно 14.
По финансированию научных проектов по приоритетным направлениям привлечено 36,5 млрд сумов зарубежных грантовых средств. За шесть месяцев по восьми проектам освоено 3,1 млн долларов на безвозмездной основе от зарубежных партнеров. Показатель по привлечению зарубежных средств исполнен на 104 процента.
Принимаются меры по увеличению числа научных исследователей. В 2022-м было выделено 4100 квот для приема в НИИ и вузы (в том числе 3314 кандидатов наук PhD, 286 докторов наук DSc и 500 стажеров-исследователей). Это в два раза больше, чем в 2021 году (1800). На 2023-й этот показатель составляет 4907 (в том числе 3980 кандидатов наук PhD, 327 докторов наук DSc и 600 стажеров-исследователей). Всего за первые полгода число научных исследователей превысило 15 500. Также в системе высшего образования особое внимание уделяется техническим наукам. В частности, увеличилась доля выпускников инженерных направлений, составив 37 процентов от общего числа выпускников.
Впервые Узбекистан вошел в Глобальный инновационный индекс в рейтинг стран, превысивших ожидания по инновационному развитию и достигших высокой эффективности в этой сфере вне зависимости от уровня затрат на инновации в ВВП на душу населения. В 2022-м страна поднялась на четыре позиции, заняв 82-е место, тем самым став первой среди государств Центральной Азии. Данный прогресс - наглядное свидетельство результатов проводимой системной политики по стимулированию инновационной активности. В рамках улучшения позиций республики в рейтинге Глобального инновационного индекса совместно с международными организациями и Всемирной организацией интеллектуальной собственности разработан план достижения 74-й позиции в 2023 году. Обновлены устаревшие данные по семи индикаторам и отправлены в международные учреждения. Агентство статистики предоставило необходимые сведения в Статистический институт ЮНЕСКО.
Разработан проект постановления Кабинета Министров, который предлагает утвердить Стратегию дальнейшего повышения позиций Республики Узбекистан в Глобальном инновационном индексе на период с 2023 по 2026 годы. Документ опубликован на портале project.gov.uz и находится в процессе согласования с министерствами и ведомствами.
Развитие инновационных регионов и районов
Стратегией инновационного развития предусмотрены мероприятия, направленные на повышение благополучия всех регионов страны с учетом имеющихся в каждом ресурсов и потенциала. Так, для достижения целевых показателей, установленных документов в разрезе регионов, создано 44 инновационных центра, в том числе 11 в городе Ташкенте, шесть в Хорезмской и пять в Навоийской областях (план перевыполнен на 133 процента). Для развития инновационного предпринимательства в стране за первое полугодие открыто в общей сложности 43 отечественных промышленных предприятия, которые занимаются технологическими инновациями. По количеству лидируют город Ташкент (десять), Навоийская (пять) и Ташкентская области (три).
Также в целях реализации стратегии за этот период в республике создано 34 новых технологии и зарегистрировано 13 патентов. Больше всего изобретено технологий в Андижанской области (пять), а по количеству зарегистрированных патентов лидируют Навоийская и Андижанская области, город Ташкент. Совместно с зарубежными организациями реализуется 11 научно-инновационных и технологических проектов, а объем иностранных грантов составил свыше 16 млрд сумов. За первое полугодие привлечено почти два млрд сумов инвестиций отечественного частного сектора в научные разработки и исследования.
В 2022-2023 годах в рамках реализации стратегии 28 инновационными районами (городами) подготовлено 299 проектных заявок, из которых профинансировано 179 (60 процентов). Всего на претворение данных идей в жизнь направлено 208,4 млрд сумов. Из них 66 процентов выделено из Государственного бюджета. Остальные 34 - инициативные средства частного сектора.
Внедрение «умных» технологий
В регионах страны реализуется «дорожная карта» по внедрению «умных» технологий. Органы местного самоуправления разработали механизм эффективной ее реализации, включающий процедуру обсуждения статуса каждого мероприятия в конце каждой недели, выявления проблем и их решения на месте. В качестве источника финансирования данных технологий определены местный бюджет, внебюджетные средства хозяйствующих субъектов (школа, поликлиника, медобъединение, микрорайон, энергетическая организация, организация автотранспортного обслуживания).
В рамках намеченных задач определен ряд мероприятий.
***
К 2024-2025 году роль инновационно-активных организаций станет расти за счет реализации проектов, предусмотренных стратегией, что приведет к созданию рабочих мест и увеличению доли инновационных предприятий в стране. Для достижения этой цели определены ключевые направления деятельности в области инновационного развития.
Во-первых, будут внедрены финансовое стимулирование, привлечение средств из международных финансовых организаций, интеграция всех процессов инновационных продуктов и услуг. Это позволит организациям получить дополнительный источник финансирования для инноваций.
Во-вторых, намечено усовершенствование институциональных механизмов государственной поддержки инноваций. Для этого будут увеличены объемы финансовых ресурсов, направленных на инновации, а также расширена поддержка образовательных программ, развивающих навыки, необходимые для инновационной деятельности.
Будет стимулироваться и поддерживаться работа венчурных компаний. Это включает предоставление финансовой поддержки, консультаций и экспертизы для продвижения стартапов и молодых инновационных компаний. Так мы сможем создать благоприятную среду для развития и коммерциализации инноваций.
В-третьих, необходимо усиление инновационного развития каждого региона и района, что требует индивидуального подхода, организации масштабной, системной работы. Особое внимание будет уделено продвижению стартапов, развитию человеческого капитала, поддержке малого и среднего бизнеса через коммерциализацию проектов.
Важным аспектом станет международное сотрудничество и совместная работа между академическими, государственными и частными секторами. Обмен знаниями и технологиями, а также партнерство на международном уровне будут способствовать развитию инноваций и повышению экономического и созидательного потенциала страны.
Шахло Турдикулова.
Заместитель министра высшего образования, науки и инноваций.