Неоспоримый факт, что в 21 веке успеха в развитии могут добиться только те страны, которые сделали приоритетным инвестирование в человеческий капитал, поскольку накопленные знания и информация стали теперь стратегическими ресурсами.
В Узбекистане развита государственная система устойчивого образования, которая состоит из дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования, высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Однако необходимо указать на особенность предлагаемой нашим государством модели, предполагающей перманентный процесс обучения, при котором человек имеет возможность длительное время получать знания и в дальнейшем совершенствовать их.
Что касается дошкольного образования, то система до сих пор не урегулирована с конституционно-правовой точки зрения. Вполне актуальным и своевременным является введение новой редакции Конституции с положениями о том, что государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания, а также общее среднее образование находится под контролем государства. Прежде всего, этот проект сформировался в процессе изучения международного опыта, конституций зарубежных стран, а также на основе предложений и инициатив наших соотечественников.
С 2017 года правительство ведет интенсивную работу по развитию дошкольного образования в Узбекистане. В связи с этим создано специализированное Министерство дошкольного образования и принята Концепция развития дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, что служит правовой основой для проведения реформ в этой сфере. При этом особое внимание государство должно уделить стимулированию привлечения частного капитала посредством государственно-частного партнерства в сфере, увеличению к 2030 году доли детей, охваченных дошкольным образованием, до 80,8%, а также увеличению охвата шести -дошкольной подготовки детей дошкольного возраста до 100% к концу 2024-2025 учебного года.
Следующим звеном в цепи непрерывного обучения является школьное образование, которое направлено на формирование базовых знаний при подготовке профессиональных кадров.
Конституционной основой дальнейшего совершенствования отрасли послужит новая редакция Конституции, которая устанавливает, что государство гарантирует бесплатное общее среднее и начальное профессиональное образование, а общее среднее образование является обязательным.
Следует отметить, что работа по коренным преобразованиям в школьной сфере Узбекистана ведется интенсивно. За последние шесть лет обновлена правовая база совершенствования системы народного образования, принята новая редакция Закона «Об образовании», Концепция развития народного образования в Республике Узбекистан до 2030 года и более 20 приняты нормативно-правовые акты Президента и правительства.
В «Год заботы о человеке и качественного образования» уже принят ряд важных мер, в том числе введение бесплатного питания для младших школьников во всех школах.
В соответствии с госпрограммой-2023 будет осуществляться поэтапное внедрение обучения учащихся двум иностранным языкам и одной профессии в одной из школ каждого района (города), образовательных программ, направленных на воспитание учащихся в духе человека. и национальных ценностей и патриотизма с 2023-2024 учебного года.
Следовательно, закрепление за государством статуса гаранта бесплатного общего среднего образования и начального профессионального образования подрастающего поколения, а также обязательного общего среднего образования послужит конституционной основой коренной реформы школьного образования.
Следующая поправка устанавливает право граждан на получение высшего образования в государственных образовательных учреждениях на конкурсной основе за счет государства. В свою очередь, высшие учебные заведения имеют право на академическую свободу, самоуправление, свободу исследования и преподавания в пределах, установленных законом. Предложенная в новой редакции Конституции формулировка четко и четко определяет роль государства в получении высшего образования на конкурсной основе.
За последние шесть лет в сфере высшего образования Узбекистана произошли значительные изменения. Например, были увеличены квоты приема, доведя общий охват до 28% (пять лет назад этот показатель был всего 9%). Увеличилось количество государственных грантов. Кроме того, второй год подряд девушкам из малообеспеченных семей выделяют две тысячи мест в вузах. Кроме того, у абитуриентов теперь есть возможность выбрать пять государственных университетов для зачисления, тестовые экзамены теперь проходят в шахматном порядке, а результаты объявляются оперативно. Кроме того, появилась возможность подать документы в вуз онлайн, а также сдать вступительные испытания в ташкентские вузы, находясь в регионе.
При этом можно рассматривать переход на гибридную форму обучения (очная, заочная, вечерняя и заочная формы обучения) и увеличение количества действующих в стране вузов, в том числе частных и филиалов зарубежных вузов. также важное новшество.
Осуществляя коренное реформирование системы высшего образования, Узбекистан преследует главную цель – стать конкурентоспособной страной, инвестирующей значительные средства в подготовку высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Таким образом, спрос на высшее образование в Узбекистане растет с каждым годом.
В сфере образования инновации, происходящие в нашем обществе, должны занимать особое место. Инклюзивное образование является их частью.
В стране много молодых людей с определенными отклонениями, которые, несмотря ни на что, хотят учиться, работать и быть полезными для государства и общества.
Предлагается внести поправку в новую редакцию Конституции «Инклюзивное образование и воспитание детей с особыми образовательными потребностями должны быть обеспечены в общеобразовательных учреждениях».
Инклюзивное образование является новинкой для нашего общества, поэтому мы можем адаптировать его только на основе международного опыта. При этом в реализации модели социального государства необходимо не только выявить, но и создать условия для интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство нашей страны, формирования их как полноправных членов общества. .
К компонентам государственного непрерывного образования относятся также послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров. 6 сентября 2019 года принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования». 26 февраля 2021 года Постановлением Кабинета Министров утверждено Положение об организации процесса переподготовки и повышения квалификации управленческо-педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений.
Следует подчеркнуть, что роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике значительна и будет в дальнейшем возрастать. В связи с этим постоянное обновление профессиональных и личных навыков будет способствовать последовательному реформированию всех сфер жизни и деятельности.
Все вышеуказанные изменения в Конституцию в новой редакции должны придать новый импульс и динамичность системе устойчивого образования, а также обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность Узбекистана на мировой арене.
Ранохон Турсунова,
доцент УМЭД,
кафедра политологии,
Доктор исторических наук.